Изменения порядка регистрации ФОП, юридических лиц и общественных формирований

4742709(1)

С 1 января 2016 вступила в силу новая редакция Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" (далее - Закон). Внесенными изменениями реформируется порядок предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации. Данные изменения можно считать революционными, поскольку заявленные цели, которые поставлены данной реформой, прямо противоположны существующему порядку, а именно - максимальное упрощение процедур, создание конкуренции и “приватизация” (термин условный) в данной сфере, искоренение коррупции, пока еще благоухающей в органах юстиции.

И так, данным законом расширен унифицирован круг объектов регистрации. Если ранее существовала весьма запутанная система, при которой существовала масса законов и подзаконных актов, вследствие чего возникали сложности в поиске необходимых норм, разночтения и споры, более того - разными органами государственной власти регистрировались разные СПД, субъекты хозяйствования и общественные формирования, количество и качество документов, предоставляемых регистратору очень сильно мог отличаться, то теперь одним Законом более-менее чётко описаны процедуры и требования к документам.

Так, Закон о регистрации дает исключительный перечень общественных формирований, на которых распространяется его действие. К общественным формированиям отнесены политические партии, структурные образования политических партий, общественные объединения, местные ячейки общественного объединения со статусом юридического лица, профессиональные союзы, их объединения, организации профсоюза, предусмотренные уставом профсоюзы и их объединения, творческие союзы, местные ячейки творческих союзов, постоянно действующие третейские суды, организации работодателей, их объединения, обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, представительства, филиалы иностранных благотворительных организаций.

Вторым новшеством является децентрализация полномочия по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Так, Законом детально описано, что:

- Министерство юстиции Украины регистрирует политические партии и некоторые другие общественные формирования со статусом всеукраинских или с иностранным элементом, среди которых всеукраинские профессиональные союзы, их объединения, всеукраинские объединения организаций работодателей; обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, представительства, филиалы иностранных благотворительных организаций, постоянно действующие третейские суды, учредителями которых являются всеукраинские общественные организации, всеукраинские творческие союзы;

- Территориальные органы Министерства юстиции Украины областного уровня соответственно проводят государственную регистрацию областных, региональных и республиканских профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, областных, республиканских Автономной Республики Крым, Киевской и Севастопольской городских организаций работодателей и их объединений, постоянно действующих третейских судов;

- Районные, районные в городах, городские (городов областного значения), межрайонные управления юстиции отвечают за государственную регистрацию общественных объединений, их обособленных подразделений, общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, местных и первичных профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, местных организаций работодателей и их объединений, подтверждение всеукраинского статуса общественного объединения.

Все другие юридические лица и физические лица - предприниматели регистрируются:

- Исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городскими, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями. Для получения полномочий по государственной регистрации исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и / или республиканского значения) должны принять соответствующее решение;

- Нотариусами (в том числе частными!!!);

- Аккредитованными субъектами. Закон о регистрации устанавливает, что аккредитованным субъектом может быть юридическое лицо публичного права, в трудовых отношениях с которой находится не менее трех государственных регистраторы и заключившего договор страхования гражданско-правовой ответственности и договор с другим субъектом государственной регистрации. Очевидно, что здесь речь идет о возможности предоставления полномочий по государственной регистрации, например, комплексным центрам предоставления административных услуг и т.п. А это значит, что государственная монополия помалу переходит в частные руки, что должно привести к конкуренции в данной сфере. Т.е., по всей видимости, мы скоро получим выбор: по старинке постоять в очередях, получить дозу совкового хамства и "бытового" вымогательства, но подешевле, или комфорт, внимание и качество в обмен на некоторое количество  денежных знаков. Легально и честно!!! 

Во исполнение положений Закона о регистрации Кабинетом Министров Украины принято постановление от 25 декабря 2015 № 1130 "Об утверждении Порядка аккредитации субъектов государственной регистрации и мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации", которой урегулирован условия, основания и процедуру проведения аккредитации субъектов объектов государственной регистрации, мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации и перечень документов, необходимых для ее проведения.

Дополнительно Министерством юстиции Украины издан приказ от 29 декабря 2015 № 2790/5 "Об урегулировании отношений, связанных со статусом государственного регистратора", которым определены квалификационные требования к государственному регистратору, образец и описание печати государственного регистратора.

Также весьма позитивным видится введение портала электронных сервисов и персонального кабинета юридического лица, общественного формирования и физического лица - предпринимателя.

Законом о регистрации установлено, что порталом электронных сервисов является сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов для обеспечения максимального доступа к информации и услугам в сфере государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы. Для использования функционала портала электронных сервисов для каждого юридического лица, общественного формирования и физического лица-предпринимателя должен быть создан персональный кабинет. Законом о регистрации предусмотрено, что порядок функционирования портала электронных сервисов определяется Министерством юстиции Украины. Очевидно, что речь идет о веб-сайт https://kap.minjust.gov.ua/, функционирование которого будет усовершенствована на техническом и нормативном уровне.

Согласно Закону, портал электронных сервисов должен обеспечивать: представление документов в электронной форме для государственной регистрации, лицензирования видов хозяйственной деятельности, выдачи документов разрешительного характера; контроль за полнотой заполнения заявления о государственной регистрации, лицензирования видов хозяйственной деятельности, выдачи документов разрешительного характера; просмотр состояния рассмотрения представленных документов; доступ к сведениям и документам, определенных этим Законом; обнародования результатов предоставления административных услуг; формирования и представления запросов в электронной форме о предоставлении выписок; просмотр, копирование и распечатка выписки, выдержки, других документов и сведений из Единого государственного реестра; уплату административного сбора и оплату предоставления сведений из Единого государственного реестра с использованием платежных систем через сеть Интернет в режиме реального времени; доступ государственных органов, в том числе судов, органов Национальной полиции, органов прокуратуры, органов Службы безопасности Украины, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц к сведениям из Единого государственного реестра.

Введение портала электронных сервисов и персональных кабинетов позволит фактически перевести процесс государственной регистрации (более того, еще и лицензирования и получения документов разрешительного характера) в режим реального времени и в электронную форму. Так, заявитель сможет для совершения любых регистрационных действий подавать как бумажные, так и электронные документы. Кроме этого, состояние рассмотрения таких документов можно будет отслеживать в режиме реального времени.

Очень полезным видится введение в сферу государственной регистрации принципа экстерриториальности. Его суть заключается в возможности принятия документов для государственной регистрации и осуществления государственной регистрации в пределах территории Украины любым субъектом государственной регистрации в пределах компетенции независимо от места нахождения регистрационного дела.

Также, согласно Закону, вводится Единый государственный реестр для юридических лиц, общественных формирований и физических лиц - предпринимателей должен объединить несколько отдельных реестров, в частности: Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, Единый реестр общественных формирований, реестр общественных объединений, Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, Единый реестр арбитражных управляющих, Реестр постоянно действующих третейских судов, а также с 01.01.2017 - Единый лицензионный реестр и Реестр документов разрешительного характера.

Еще одной новацией Закона является возможность остановки рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации на срок что составляет 15 календарных дней с даты их представления. Определен исчерпывающий перечень оснований для остановки, а именно: представление документов или сведений в полном объеме; несоответствие документов требованиям к оформлению, предусмотренных Законом о регистрации; несоответствие сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, указанным в документах, представленных для государственной регистрации, либо сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре; несоответствие сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре; несоответствие регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номером паспорта) сведениям, предоставленным в рамках информационного взаимодействия; неуплата административного сбора или уплата не в полном объеме; представление документов с нарушением установленного законодательством срока для их представления.

Таким образом, заявителю предоставляется возможность в течение 15 календарных дней устранить основания для приостановления рассмотрения документов (исправить ошибки), представленных для государственной регистрации.

Неприятным моментом является увеличение размера административного сбора за совершение регистрационных действий и введен дифференцированную систему ставок. Так, административный сбор, который взимается за государственную регистрацию ощутимо вырос, например, если за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице в 2015 году выплачивалось 60 грн 90 коп., То в 2016 такая услуга будет стоить 413 грн 40 коп. Для стимулирования электронного документооборота устанавливается пониженная ставка административного сбора в размере 75 процентов от установленной законом, за государственную регистрацию на основании документов, представленных в электронной форме. В случае с юридическим лицом эта сумма составит 310 грн 05 коп.

Плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра также выросла, но не так потрясающе. Так, получение выписки в бумажной форме в 2016 году будет стоить 70 грн (в 2015 году было 60 грн 90 коп.). При получении сведений из Единого государственного реестра в электронной форме также применяется для уменьшения установленной законом ставки до 75 процентов. Попутно, стоит заметить, что Законом о регистрации ограничены возможности для получения выписок, поскольку последние выдаются только по результатам проведения регистрационных действий и для проставления апостиля. Во всех остальных случаях будет выдаваться только выписка (“витяг”).

Кроме этого, Законом о регистрации предусмотрена возможность проведения государственной регистрации в сокращенные сроки в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Украины. В свою очередь, постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 № 1133 "О предоставлении услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований в сокращенные сроки" зафиксировано, что регистрация изменений в сведения о юридическом лице, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, кроме внесения изменений в информации об осуществлении связи с юридическим лицом; изменений к сведениям о фамилии, имени, отчества или местонахождения физического лица - предпринимателя осуществляется в течение шести часов после поступления документов, представленных для государственной регистрации, кроме выходных и праздничных дней, - в двойном размере административного сбора за соответствующую регистрацию (что составляет для юридических лиц 830 грн при представлении бумажных документов), а при регистрации в течение двух часов - в пятикратном размере административного сбора за соответствующую регистрацию (2070 грн).

Существенно расширена возможность обжалования регистрационных действий, отказа в государственной регистрации, бездействия государственного регистратора. Как мы помним, ранее госрегистратор был своебразным памятником, который “кто ж его посадит?”, его решение было настолько монументальным, что процедура обжалования затягивалась, порой, на месяцы.

Кроме судебного, вводится процедура административного обжалования решений, действий или бездействия государственного регистратора и / или территориальных органов Министерства юстиции Украины.

Министерство юстиции Украины рассматривает жалобы на проведенные государственным регистратором регистрационные действия (кроме случаев, если такие регистрационные действия проведены на основании решения суда), а также на решение, действия или бездеятельность территориальных органов Министерства юстиции Украины.

Территориальный орган Министерства юстиции Украины по территориальному принципу рассматривает жалобы на решения (кроме решения, согласно которому проведено регистрационное действие), действия или бездействие государственного регистратора, а также на действия или бездействие государственной регистрации.

Общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 календарных дней. Кабинетом Министров Украины принято постановление от 25 декабря 2015 № 1128 "Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации", которой урегулирован в том числе и процедуру рассмотрения жалоб в соответствии с Законом о регистрации. Перспективы эффективности административного обжалования выглядят "призрачными", но надеяться на действенность механизма обжалования, предусмотренный Законом о регистрации и вышеупомянутым Порядком.

Резюмируя изложенное, отметим массу новых положительных норм, которые должны существенно упростить регистрационные процедуры, существенно уменьшить коррупционную составляющую и возможности для произвола чиновников при условии надлежащей практической реализации предлагаемых нововведений, однако, всё же, этих мер недостаточно. На наш взгляд, следовало бы более тщательно обозначить и сократить сроки на проведение регистрационных процедур, усилить ответственность регистратора, чтобы снова не получилась ситуация, когда чиновник, обязанный служить налогоплательщику, на самом деле является “барином”, с которым лучше не спорить...